Методики преподавания

Составитель: учитель высшей категории Буханченко Татьяна Александровна.

Общие положения программы

Программа «Дорога к успеху» предназначена для подготовки детей к школьному обучению и рассчитана на детей дошкольного возраста (4-7 лет). Она может использоваться в группах кратковременного пребывания детей, посещающих или не посещающих детский сад, а так же для индивидуального обучения. Основу программы составляют прогрессивные концепции личностно-ориентированного развивающего обучения.

Настоящая программа составлена на основе развивающей программы дошкольного (для детских садов) и начального школьного образования «Школа 2100». Так же, при составлении данной программы были использованы оригинальные методики Николая Александровича Зайцева, которые характеризуются физиологами, медиками, психологами и педагогами, как природосообразные, здоровьесберегающие и универсально-адаптивные, учитывающие индивидуальные особенности различных групп детей, в том числе и с особенностями психофизического развития; развивающий курс Л. Г. Петерсон «Игралочка» (2011г.); и многочисленные авторские материалы по дошкольному и начальному школьному образованию.

Цель и задачи программы

Цель программы – подготовка дошкольников к обучению в школе по любой программе начального школьного образования.

Основные задачи программы:

  1. Формирование и развитие умственных действий: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение и пр.
  2. Формирование и развитие основных познавательных процессов: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, речи.
  3. Формирование приемов учебно-познавательной деятельности: ориентирование в задании; действия, необходимые для его выполнения; самоконтроль.
  4. Развитие любознательности, стремления к расширению знаний.
  5. Развитие инициативности, самостоятельности, активности.
  6. Формирование коммуникативных умений, произвольности поведения, доброжелательности, умения взаимодействовать с педагогом и со сверстниками.

Программа имеет общественный характер. Она не претендует на обоснование государственной педагогической программы в системе образования. Программа направлена на обучение и развитие детей дошкольного возраста.

Программа соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации «Об образовании», это:

  • гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;
  • воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
  • общедоступность дошкольного образования;
  • создание условий для самореализации личности ребёнка;
  • формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний картины мира;
  • формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
  • содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности;
  • способствование реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений.

Программа не включает в себя конкретные мероприятия, требующие бюджетного финансирования и не затрагивает вопросы совершенствования системы образования, входящих в компетенцию федеральных, региональных и местных органов государственной власти и органов управления образованием.

Технология (средства и приёмы) обучения:

  • дидактическая игра;
  • деловая игра (творческая, ролевая и т.д.)
  • совместная (с учителем или с другими учащимися) или самостоятельная учебно-познавательная деятельность;
  • общая связь материала, системность знания;
  • система взаимосвязанных учебных задач;
  • приёмы снятия стресса в учебном процессе;
  • текущий контроль усвоения знания;
  • домашние задания с целью обучения самостоятельной организации своей деятельности.

Методы обучения:

  • деятельностный (метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности);
  • метод опережающего обучения;
  • метод синектики (основан на применении аналогий и ассоциаций для поиска требуемого решения);
  • метод интенсификации психоинтеллектуальной деятельности (предназначен для эмоционального воздействия на группу учащихся с помощью определенных приемов: обаяния, артистичности и «спортивной» формы логики преподавателя.

Для организации работы, в программе приводится примерное тематическое планирование для каждой возрастной категории дошкольников.

Структура и содержание программы

Программа «Дорога к успеху» универсальна, она рассчитана на 3 года для детей, начинающих своё обучение в 4-5 лет (Три шага до школы):

  • Первый год « Я учусь?» : 4-5 лет;
  • Второй год « Я учусь. » : 5-6 лет;
  • Третий год «Я учусь!» : 6 -7 лет;

На 2 года для детей, начинающих своё обучение в 5-6 лет( Два шага до школы):

  • Первый год « Я учусь.»: 5-6 лет;
  • Второй год « Я учусь!»: 6-7 лет;

На 1 год для детей, начинающих своё обучение в 6-7 лет (предшкольная экспресс подготовка – (Один шаг до школы):

  • Один год « Я учусь. »: 6-7 лет.

Внутри каждого возрастного периода (средний дошкольный возраст и старший дошкольный возраст) программа представлена по следующим разделам:

  • Возрастная особенность детей.
  • Охрана здоровья детей дошкольного возраста.
  • Организация воспитания.
  • Учебно-познавательная деятельность

«Я учусь?» (средний дошкольный возраст):

  • развитие речи и подготовка к обучению грамоте:
    • развитие мелкой моторики;
    • обучение чтению по кубикам Зайцева;
  • математическое развитие.

«Я учусь.» (старший дошкольный возраст):

  • развитие речи и подготовка к обучению грамоте:
    • развитие мелкой моторики, обучение письму печатными буквами;
    • обучению чтению по учебной книге;
  • математика и логика.

«Я учусь!» (старший дошкольный возраст)

  • развитие речи и подготовка к обучению грамоте:
    • развитие мелкой моторики;
    • обучение элементам начертания письменных букв;
    • звуко-буквенный анализ слов.
    • совершенствование навыка чтения, технология работы с текстом.
  • математика и логика.
  • «Я узнаю мир».

Каждый из четырёх разделов программы сохраняет общую тенденцию преемственности от курса к курсу («Я учусь?», «Я учусь.», «Я учусь!»), обеспечивающих ребёнку успешное продвижение вперёд на каждом следующем возрастном этапе его развития.